ЭССЕ
«Я – ВОЖАТЫЙ
21 ВЕКА»
ПОДГОТОВИЛА:
ДУНАЕВА
С.А.
СТ.ВОЖАТАЯ
МБОУ СОШ
С.КРАСНОЕ
Я-
вожатая в современной школе. Вожатый - профессия, которой не учат ни в одном учебном
заведении, это некое призвание, состояние души. Более того, вожатый –самая
главная фигура в процессе воздействия на ребенка. Вожатый по отношению к
ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем
у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или
подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими
проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому.
Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть
впереди. Кому как не вожатому приходится реализовывать задачи современной школы
- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и
патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире.
Из всех СМИ мы слышим постоянно «инновации»,
«модернизация», «конкурентоспособность» и прочее, и это на мой взгляд
закономерно для 21 века. Меняется, совершенствуется весь мир, поэтому мы должны
выпустить из стен нашей школы граждан инициативных, способных творчески мыслить
и искать нестандартные решения, умеющих адаптироваться в современном обществе,
достигать своих целей, уверенных в себе. Стать такими детям должны помочь
мы, взрослые. И на мой взгляд,
наибольшую роль здесь играет наш авторитет, наш пример. Как говорится «Лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Особенности
вожатского авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как
рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности
вожатого. У настоящего вожатого нет другого морального выбора кроме чистоты,
искренности, открытости и прямоты своих действий. В противном случае вожатый
неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть
авторитета понимается в постоянном развитии вожатым в себе гражданской,
творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.
Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из
естественного предположения о высоких качествах его личности.
Успех же нашей
деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств
личности, а от основных. У нас можно выделить два главных компонента вожатского
авторитета.
Личностный компонент вожатского авторитета: во-первых,
это любовь к детям и к вожатской профессии. Решающее значение в каждой
профессии имеет любовь человека к своему делу. Вожатый же не только должен
любить свою профессию, но и любить детей. Любовь к детям является важным
условием формирования вожатского авторитета. Уважение и доверие к ребенку –
важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета вожатого.
Авторитетный вожатый не обманывает и не лжет даже
по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при ребятах с
коллегами. Не вовлекает детей в группировки, направленные против других ребят.
Не подрывает авторитет товарищей – вожатых, не отзывается пренебрежительно об
их работе.
Вожатый должен знать, чем живут и интересуются
его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только
внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не
знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он
обратится за помощью к вожатому, то это говорит, что он ему доверяет, а значит,
вожатый является для него авторитетным. Педагогический авторитет во многом
зависит от общей культуры поведения вожатого (умение владеть речью, мимикой и
жестами, опрятность в форме и т.п.).
Немаловажное
значение для вожатого имеет его умение держать себя в отряде. Не только
спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность
вожатого являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная
жестикуляция не нравится детям. Это рассеивает их внимание, они хуже
воспринимают и усваивают информацию.
Педагогический оптимизм – необходимое качество
хорошего вожатого. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же
теплотой и привязанностью.
Нельзя не остановиться на вопросе о «любимых» и
«нелюбимых» детях. Существует точка зрения, что наличие у вожатого «любимчиков»
в отряде снижает его авторитет, якобы к любимому ребенку вожатый относится
снисходительно, не предъявляет строгих требований. Вожатому нельзя отказать в
праве иметь любимых детей. «А раз любишь – ничего не прощай, требуй больше» – как говорил Макаренко.
В воспитании у вожатого культуры наблюдения
большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики. Эти
науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и
создавать его организованно и целенаправленно. Знания в области указанных наук
помогут вожатому правильно оценивать каждый поступок своих детей и
научно-обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в
целом. Вожатый должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка,
понимать психологию ребёнка, находить путь к сердцу своих детей.
Авторитетные
вожатые, как правило, обладают педагогическим тактом
(чутки,
отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают педагогические вопросы,
инициативны, находчивы, сообразительны, имеют самообладание и терпение, во
взаимоотношениях с учащимися не допускают грубости и не применяют
антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и привычками культурного
поведения, в совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания,
имеют высокий нравственный облик).
Каждый вожатый должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к
сердцам своих детей и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета. Естественно,
нельзя не отметить, что все приходит с опытом. А самое главное, я считаю, это
желание работать с детьми, постараться передать им самое лучшее что есть в нас.
Я должна воспитать детей , которыми могла бы гордиться, а дети рядом со мной
чувствовать себя свободно и уверенно.
|